Блог

Мученики Маккавеи

Posted by:

 

14 августа мы чтим память святых мучеников Маккавеев. На слух мы ассоциируем название с «веять мак», поэтому многие в этот день несут в храм освящать его семена. Однако ни мак, ни даже молот (так с еврейского переводится «маккавей») отношения к этой дате не имеют.
Во второй половине II века до рождества Христова сирийский правитель Антиох Эпифан проводил политику эллинизации иудеев и вводил в Иерусалиме и во всей Иудее греческие языческие обычаи. В храме Соломона он поставил статую Зевса Олимпийского и принуждал евреев воздавать перед ней божественные почести.

Все эти безобразия вызвали восстание иудеев под предводительством Иуды Маккавея, в результате которого они на некоторое время получили освобождение от иностранной оккупации. Толчком к восстанию послужила мученическая кончина некоторых евреев.
Первым из них был девяностолетний всеми уважаемый старец Елеазар, которого принуждали есть свиное мясо, запрещенное по закону Ветхого Завета. Старец отказался. Позже ему предложили публично съесть мясо, не запрещенное законом, но которое при этом будет представлено зрителям как свинина.

Для оккупантов было важно, чтобы евреи, видя, как всеми почитаемый набожный старец будет есть «свинину», стали делать то же самое. На что старец ответил: «Молодежь, видящая, как я нарушаю закон, соблазнится, и я буду причиной отступления для многих людей». Его замучили до смерти, и умирая, он произнес: «Господь знает, что я бы мог сохранить жизнь, притворно нарушив его заповедь, но я умираю, чтобы не нарушить закон».
Второй группой людей, которые вспоминаются сегодня, являются женщина Соломония и ее семеро детей. Их также принуждали нарушить закон и принести жертву языческим идолам. Старшему отроку, который от имени всей семьи отказался это сделать, содрали заживо кожу, вырезали язык, отрубили руки и ноги, и этот, по сути, обрубок человеческого тела бросили на большую горящую сковороду.
Так же поступили и со вторым. Третий, когда его брали на мучение, сам протянул палачам руки и высунул язык на отрубание со словами «От Бога я получил все это, Он же мне все это сможет и вернуть».

Так погибли все дети Соломонии. Самый младший, видя смерть своих братьев, был близок к тому, чтобы поколебаться, но мать укрепила его в страданиях, сказав: «Посмотри на Небо и Землю, сынок, и пойми, что Бог сотворил все это. Я не знаю, как Он образовал тебя в моем чреве. Будь тверд в вере и иди за братьями, чтобы я могла тебя потом получить со всеми вместе обратно».

Эта женщина имела глубокую веру не только в богоустановленный закон, ради которого умирали ее дети, но и в будущее воскресение мертвых, в котором она надеялась получить обратно своих сыновей. После этого и Соломония, воздев руки к небу и произнеся молитву, предала свою душу Богу.
Так были замучены принципиальные и бескомпромиссные люди, которые предпочли лучше умереть, чем нарушить закон Божий. Мощи семи святых мучеников Маккавеев хранятся в базилике апостола Андрея в Кельне (Германия). Мощи Соломонии – в стамбульском Соборе Святого Георгия.
Сегодня мы живем в удивительно безбожное время. Нас и заставлять, и мучить не нужно. Человек, как ворона на падаль, бросается на все богопротивное и мерзкое. Нарушение естественного закона гендерных отношений возводится в норму на государственном уровне. Кощунство для многих также стало нормой жизни. Всеукраинский Крестный ход мира показал, какое бесовское неистовство живет в душах наших сограждан. Бросать камни и яйца в чудотворную икону Матери Божией – это знаковый показатель остатанения некоторых соотечественников. Дальше что? Только одно – открытое и осмысленное предание души в руки диаволу.

Эту страну может спасти только «остаток». Те, кто не преклонил колени перед Ваалом, кто остался верным и бескомпромиссным перед лицом зла. Антиох Эпифан стал ветхозаветным прообразом антихриста. Книга пророка Даниила, которая является апокалипсисом Древнего Завета и описывает богоборчество Антиоха, во многих местах перекликается с Откровением Иоанна Богослова. Пророк Даниил видит «небольшой рог», то есть царя, который порочит Всевышнего и стремится уничтожить Его святых. Упоминание у Марка о «мерзости запустения» связано со многими местами из Книги Даниила. Предсказание об Антиохе усматривается и в пророчестве о Гоге и Магоге в книге пророка Иезекииля.

Поэтому сегодняшний праздник – это не только воспоминание о прошлом. Это и напоминание о будущем, к которому идет мир. Пройдет время, и антихрист будет насаждать уже не эллинизированную культуру Греции, как это делал Антиох, а сатанинскую гуманизированную культуру преисподней. Дух, форма, вкус, эстетика этой «культуры» уже прививаются «прогрессивными» либеральными мировыми элитами. «Тайна беззакония» уже нажала кнопочку «Starting» в своей программе «Undoing».

Для человека Церкви жизнь на земле – это война. Война со злом, которое оккупировало наше сердце, ум и волю. Война с духами злобы поднебесной. Война со всей той нечистью, которая носится в эфире мира в виде вирусов зла, норовящих проникнуть в нашу душу. В этой войне нужно всегда быть готовым отдать жизнь за Бога, не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова.

Пример мучеников Маккавеев – это напоминание нам о том, что Антиох еще жив и по-прежнему предлагает нам вкусить свиное мясо «похоти плоти, похоти очей, и гордости житейской». Он хочет нашей погибели. Но лучше погубить тело, оставив нетронутой душу, чем, сохранив ненадолго жизнь, подвергнуться вечному осуждению в геенне.

 

Ответы на вопросы

 

Здравствуйте, моему сыну скоро будет 3 года, сегодня он первый раз был на причастии, скажите пожалуйста, как часто это нужно делать? Спасибо

  • Слава Богу, что причастили дитя. Вопрос поставлен не совсем в правильном ключе. Не столь важно, как часто Вы будете причащать малыша. Важно, чтобы для ребенка это каждый раз было праздником встречи с Богом. Чтобы он с самого детства усвоил, что Причастие – это необходимый элемент духовной жизни, и до самой старости неленностно притекал к этому великому Таинству. Нужно, по мере сил, воспитать в ребенке благоговейное отношение к Таинству Причастия и к церковной жизни в целом. Важно, чтобы все Ваши духовно – воспитательные усилия по отношению к малышу совершались без насилия над его психикой, без принуждения и диктатуры с Вашей стороны. Пускай он причащается добровольно, и это должно быть для него радостным моментом. Нужно постараться каждый раз после причастия делать небольшой праздник для него. Это может быть незначительный подарок, или что-то в этом роде. Тогда духовный праздник у него будет ассоциироваться с чем-то радостным и светлым. Не нужно давить на него и проявлять насилие, не нужно заставлять его идти в храм и причащаться. Потому что сработает эффект пружины, на которую чем больше давишь, тем больше она амортизирует и отталкивает в противоположную сторону. Если получиться соблюсти эти условия и такой настрой, то было бы неплохо, если бы вы смогли причащать ребенка раз в три- четыре недели.

Добрый день! Объясните, пожалуйста, что означает служба “Сорокоуст”. Мне порекомендовали заказать такую службу, поскольку в свои 34 года, у меня никак не получается завести семью и что такая служба возможно послужит защитой от какого-либо негативного влияния в моей жизни. Так сказать своеобразная защита. Пожалуйста, расскажите, как заказать такую службу правильно и кто должен ее заказывать? Заранее благодарна Вам.

  • Не имеет значения, кто будет заказывать службу. Сорокоуст – это название особого вида жертвоприношения Богу. Священник совершая предуготовительную службу в алтаре, перед литургией, вынимает частички из просфор (специальных хлебов), где поминает поименно «о здравии» или «о упокоении» тех людей, о которых подали на «Бескровную жертву». По ходу службы частички погружаются в Евхаристическую чашу с молитвенным прошением о прощении грехов людей, которые поминались. Совершение такого приношения в течении сорока дней называется сорокоустом. Считается, что это одно из самых важных приношений Богу. Но и оно будет совершенно бесполезным, если люди, о которых приносится жертва, не будут по жизни и по мировоззрению причастными к Богу. В вашем вопросе более выражено магическое понимание таких отношений. Во взаимоотношениях человека с Богом, для Бога важно состояние нашего сердца, его нельзя изменить механическим количественным заказыванием служб в храме. Нужен личный труд, усилия, иногда подвиг. Нужна искренняя молитва, соединённая с верой, надеждой и любовью к Богу, с умением положиться на Его святую волю. Нужно правильное (букв. Православное) отношение к Нему. Богу, прежде всего, нужны Вы, а не сорокоуст. А ваше “Я” уже внешне должно проявлять свое благоговейное отношение к Богу, в том числе и через участие в богослужении, заказывание сорокоустов, треб, молебнов и проч. Если будет присутствовать второе и отсутствовать первое, то все вышеперечисленные службы теряют всякий смысл. Касательно Вашего случая, я бы советовал молиться святым Петру и Февронии, Муромским Чудотворцам. Предварительно нужно познакомиться с их жизнью, чтобы духовно с ними сродниться. Конечно, необходимо молиться и Богу, просить Его о ниспослании супруга. А также помнить, что под лежачий камень вода не течет. Вместе с молитвой и самой нужно где-то проявлять настойчивость и целеустремленность. Бог может помогать Вам, но за ухо Он к Вашим ногам жениха не уложит. Здесь тоже нужен ваш труд.

Я слышала, что при крещении детям дают второе имя. Для чего это делают, и кто подбирает имя – родители или священник?

  • Я не являюсь сторонником такой практики. У человека должно быть одно имя – это вполне соответствует восприятию человека себя как единой, неповторимой личности. Возможен вариант крещения под другим именем, разве что в том случае, если имени, которым назвали человека, нет в святках. Правда у многих библейских лиц было два имени: у патриархов Иакова (Израиль) и Иосифа (Цафнаф-панеах). Пророку Даниилу в Вавилоне дали второе имя – Валтасар. Симона, брата Андрея Первозванного, Иисус Христос, назвал Петром. Но у этих раздвоений были причины. Симон стал камнем, на вере которого основана церковь, и поэтому назван Петром (камнем). Имя Даниил было неизвестно при халдейских и персидских царях, и он был переименован в Валтасара, это имя было в постоянном употреблении. Тоже можно сказать и о других переименованиях. Потребность же давать новое имя ребенку сегодня, продиктовано грубым суеверием, которое утверждает, что на ребёнка невозможно навести порчу, если не знать его настоящего (крещенного) имени. В церкви нет места языческим предрассудкам, поэтому крестят и называют ребенка одним и тем же именем.

Отец Игорь, скажите, всякое ли изображение Спасителя, Пресвятой Богородицы, Святых угодников Божиих следует почитать как святыню? Заранее благодарю.

  • Нет, не всякое. 1. Есть образ (икона), который написан по определенному образцу и правилу (канону), и максимально, насколько это возможно в нашей земной реальности, соответствует первообразу. Это то, что нужно почитать и относиться к таким иконам нужно с благоговением, так как это имеет прямое отношение к святыне. 2. Есть религиозная живопись, которая также может быть объектом благоговейного отношения в силу святости изображаемых на ней реалий, но она не может быть объектом молитвенного предстояния. Сюда можно отнести многочисленные полотна живописцев, как русских, так и зарубежных. 3. Есть изображения, которые глубоко искажают священные образы, карикатуры на святыню. Они почитаться не должны. Я бы отнес сюда многочисленную сектантскую полиграфию, произведения современных сюрреалистов и модернистов на религиозную тему.

Скажите, страшное ли нарушение церковных канонов, если священник не успел отпеть покойного и только запечатал могилу, на следующий день после похорон?

  • Я думаю, что в данной ситуации вас больше должно беспокоить не каноническое право, а дальнейшая судьба покойного. Я не знаю какие действия священника скрываются за фразой «запечатал могилу на следующий день после похорон», поэтому объясню все подробно. Усопший отпевается, как правило, на третий день после смерти. Отпевание происходит у тела усопшего дома, на кладбище или в храме. В советский период, по ряду причин, широкое распространение приобрела практика заочного отпевания. Это связано с тем, что нельзя было прийти открыто в храм и пригласить священника отпеть дома. А в военные годы, когда люди получали с фронта похоронки, то, естественно, за неимением тела проводили заочное отпевание. Это та же самая служба, но без тела усопшего. В конце обычного отпевания, уже на кладбище, священник по чинопоследованию службы посыпает на гроб землю со словами псалма, в котором говорится о том, что вся земля и все что в ней принадлежит Богу. В этом утверждение того, что ничего для Бога не может быть потерянным. И даже тело восстанет из земли в судный день. Во время заочного отпевания эти действия проводились символически над горсточкой земли, которую потом высыпали на кладбище. Эти заключительные действия в народе получили магическое восприятие. И от него заочное отпевание в среде малообразованного духовенства и  прихожан стало называться «печатанием». И это суеверие продолжает жить и по сей день. Более того, некоторые священники, по незнанию, самочинно добавляют свои собственные слова в чинопоследование отпевания типа «печатается гроб сей до второго пришествия…», при этом манипулируя лопатой вокруг могилы. На мой взгляд, форма заочного отпевания в наше время не оправдана и может применяться только в исключительном случае. Сегодня у каждого есть возможность пригласить священника на дом, не опасаясь гонений со стороны государства. Но, в любом случае, за усопшего, если он был верующим и церковным человеком, нужно хоть очно, хоть заочно отслужить заупокойное богослужение. Если на следующий день после похорон священник отпевал вашего усопшего заочно, то в этом нет никаких нарушений канонов, можете быть спокойны. Если он вместо службы проводил какие – то манипуляции с лопатой, в контексте вашего вопроса «печатал», то нужно заказать в храме заочное отпевание, по полному чину, как положено.

Является ли грехом усыпление безнадёжно больного животного?

  • Усыпление безнадежно больного животного допустимо и грехом не является. Животное, в отличии от человека, не способно осмыслять свою жизнь, оно ее только переживает. Бог, поставил человека над животными. Если является допустимым умерщвление животного для удовлетворения потребностей в пище, то усыпление из жалости и сострадания, тоже является допустимым.

Подскажите, как защитить свою семью от недобрых людей. Мне 33 года, живу с дочерью и отцом (мама умерла, муж погиб). В последнее время мы часто ссоримся из-за того, что мой папа общается и, кроме того, имеет интимные отношения с женщиной, которая очень давно занимается целительством, ворожбой, ведет прием на дому. После встречи с ней – в доме конфликты, скандалы. Я категорически против, но переубедить его очень сложно, в Бога он не верит. Помогите мне советом, как найти выход из сложившейся ситуации.

  • Я не могу Вам подсказать, как повлиять на отца… Это его свободный выбор, тут ничего не поделаешь. Что касается защиты от разного рода оккультного воздействия на человека, то думаю, главное оружие в этом деле – вера. «По вере вашей, да будет вам» – учит нас Священное Писание. Как – то один монах тяжко заболел и допустил в себя помысел, что это на него кто-то «порчу» навел. С этой догадкой он пошел к братскому духовнику. Батюшка выслушал его и вдруг спросил: «А ты в Бога веришь?» – «Ну, конечно», – «Нет, ты подумай – ты в Бога веришь?» – «Да, конечно, верю!». – «Ты подумай, прежде чем сказать. Ты в Бога веришь?»… Якобы «испорченный» монах задумался и после раздумья ответил: «Прости, отче! Я глупость сказал…» Если есть Бог, то человек, который в этого Бога верит, признает в Нем не только Творца, но и Отца. Можно ли представить, что кто – то помимо его Отцовской воли, или вопреки ей, по – своему будет управлять жизнью Его детей. Я думаю, что нет. Если есть Бог, то на все должна быть Его воля, а не колдуна, или знахарки. Если же я допускаю, что колдунья может помимо Него мною управлять, то я должен логически признать бессилие Бога, по сравнению с ведьмой. Человек верующий не может себе такого позволить. Апостол Павел говорит, «если Бог с нами, то кто против нас»? Вера в “порчу”, боязнь ее – это привязанность нашего взгляда ко злу. Но, если в поле нашего зрения не Бог, значит мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И тем беззащитнее мы перед стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется “порчей” и “сглазами”, чем больше удаляется от Бога, тем доступнее становится для предметов своего страха. Поэтому не колдунов надо искать, а Бога. Известно, что многим святым отцам, которые всю свою жизнь прожили в пустыне, демоны неоднократно являлись зримым образом. Вот как об этом пишет один из самых известных восточных святых. Вслушаемся в наставления преподобного Антония Великого (4 век), переданные святителем Афанасием Великим: “ Демоны все делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят, а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные… Не должно нам и бояться демонов, потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать. Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью, как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая множеством привидений и призраков. Посему то и должно их презирать как бессильных” А ведь именно во времена древних отцов язычество было гораздо более распространенным, чем сегодня. Настоящие языческие жрецы, а не самозваные “посвященные”, только что вышедшие из комсомола, жили на окраинах городов и в деревнях четвертого века. А вот что пишет другой, уже современный нам святой Анатолий Оптинский, в одном из писем своей духовной дочери: “Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей?” Святыне Отцы ясно говорят – нужно бояться греха и иметь страх Божий. Тогда, ничего другое страшит не будет.

Интересно, где могут находиться души людей, которые добровольно подвергли себя криозаморозке с целью т.н. клонирования? Тело в прах не превратилось, человек вроде бы до конца не умер…Его будущий клон – это новая душа?

  • Вопрос для нашего региона носит теоретический характер, так как нам нужно обладать таким же состоянием, как Пэрис Хилтон, Ник Бостром, Терри Джонс, Саймон Ковелл и другие известные личности, которые уже подписали контракт на представление им услуг криозаморозки. На счет будущего клона я бы не спешил прогнозировать. Хотя среди сторонников развития крионики такие известные ученые как д.м.н. Г. Д. Бердышев, д.м.н. М Соловьев, академик РАМН В. А. Неговский и др., перспективы этого направления реаниматологии оценивают пока что, как очень низкие. Но не вдаваясь в научный анализ крионики можно предположить два варианта пребывания души крионированого человека. Все будет зависеть от того, какое из известных предположений будет правильным. «Клиент, скорее жив, чем мертв» или «Клиент, скорее мертв, чем жив». Если верно первое, то душа будет там, где – то там. Там же, где и находится душа человека в коме, обмороке, сне, и т.п. состояниях. Т.е. агонизация будет продолжаться долго и жестоко. А если верно второе утверждение, то душа присоединится к «большинству», а ее ПМЖ будут определять «компетентные органы». Но все же позволю себе предположить, что, в любом случае, ЛЮБОМУ человеку нужно пройти через опыт смерти. Исключения не было и не будет. Даже те, которые были изъяты из этого опыта ( Илия и Енох) придут снова в конце времен, чтобы этот опыт приобрести.
ВКонтакте
Одноклассники
Google+
Twitter
0
  Related Posts
  • No related posts found.